Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Жестокое обращение с детьми. Причины.

Дата: 13 февраля 2017 в 18:08
Автор: Гарист Н. А.

Жестокое обращение с детьми. Причины.

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению .

Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком:

  1. Физическое насилие
  2. Пренебрежение
  3. Сексуальное насилие
  4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

  1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
  2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
  3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].
  4. Психологическое насилие:
    • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
    • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие) .
  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].
  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

  • малоподвижность
  • безразличие к окружающему миру
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
  • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

  • боязнь родителей
  • боязнь физического контакта со взрослыми
  • постоянная беспричинная настороженность
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
  • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

  • боязнь взрослых
  • редкие проявления радости, плаксивость
  • реакция испуга на плач других детей
  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
  • пассивная реакция на боль
  • болезненное отношение к замечаниям, критике
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
  • негативизм, агрессивность
  • лживость, воровство
  • жестокость по отношению к животным
  • склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

  • Стремление скрыть причину повреждений и травм
  • одиночество, отсутствие друзей
  • боязнь идти домой после школы
  • Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома
  • суицидальные попытки
  • делинквентное поведение
  • употребления алкоголя, наркотиков .

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие .

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

  1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения .
  2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Виды сексуального насилия

  1. Инцест
  2. Сексуальное соблазнение
  3. Сексуальное нападение
  4. Изнасилование
  5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции
  6. Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой.

В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

3-4 года

  1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.
  3. Поведение ребенка становится сексуальным
  4. Периодические ночные кошмары
  5. Энкопрез и энурез
  6. Нарушения сна
  7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.
  8. Регрессивное поведение.

4-6 лет

  1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.
  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.
  3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми
  4. Псевдовзрослое поведение
  5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
  6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).
  7. Нарушения сна
  8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
  9. Устраивает поджоги.
  10. Регрессивное поведение
  11. Соматические жалобы.

6-8 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.
  3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
  4. Внезапное ухудшение успеваемости
  5. Не может найти друзей
  6. Никому не верит
  7. Не может сконцентрировать внимание

8-10 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера
  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
  3. Нерегулярное посещение школы

10-12 лет

  1. Социальный уход
  2. Агрессия по отношению к сверстникам
  3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.
  4. Внезапное ухудшение успеваемости
  5. Никому не верит
  6. Не может сконцентрировать внимание
  7. Часто прогуливает школу.
  8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
  9. Начальные признаки клинической депрессии.

12-18 лет

  1. Симптомы клинической депрессии
    • нарушения сна
    • суицидальные наклонности
    • изоляция от окружающих
  1. Побеги из дома
  2. Промискуитет
  3. Асоциальное поведение
  4. Не участвует в школьных мероприятиях
  5. Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
  6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

  • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • негативная характеристика ребенка;
  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.
  2. В сообщаемой истории имеются противоречия.
  3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом) .
  4. Существует история повторных подозрительных повреждений.
  5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.
  6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.
  7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.
  8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.
  9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.
  10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка .

Определение злоупотребления в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

  1. причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,
  2. создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,
  3. совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством.

Определение плохого обращения с детьми

  1. Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;
  2. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:
    • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
    • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
    • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
    • использование наркотиков или применение наркотических средств;
    • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
    • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].
  1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.