Жестокое обращение с детьми. Причины.
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .
Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.
Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению .
Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .
Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком:
- Физическое насилие
- Пренебрежение
- Сексуальное насилие
- Психологическое жестокое обращение
Определения видов жестокого обращения с детьми
Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
- Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
- Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
- Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].
- Психологическое насилие:
- Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
- Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].
В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
- Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие) .
- Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].
- Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка
Возраст 0 - 6 месяцев:
- малоподвижность
- безразличие к окружающему миру
- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
- редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев
Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:
- боязнь родителей
- боязнь физического контакта со взрослыми
- постоянная беспричинная настороженность
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
- испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки
Возраст 1, 5 - 3 года:
- боязнь взрослых
- редкие проявления радости, плаксивость
- реакция испуга на плач других детей
- крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности
Возраст 3 года - 6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
- пассивная реакция на боль
- болезненное отношение к замечаниям, критике
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
- негативизм, агрессивность
- лживость, воровство
- жестокость по отношению к животным
- склонность к поджогам
Младший школьный возраст:
- Стремление скрыть причину повреждений и травм
- одиночество, отсутствие друзей
- боязнь идти домой после школы
- Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.
Подростковый возраст:
- побеги из дома
- суицидальные попытки
- делинквентное поведение
- употребления алкоголя, наркотиков .
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.
В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие .
Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.
- Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения .
- Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Виды сексуального насилия
- Инцест
- Сексуальное соблазнение
- Сексуальное нападение
- Изнасилование
- Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции
- Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.
Диагностические критерии для сексуального насилия
Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой.
В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)
3-4 года
- Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
- Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.
- Поведение ребенка становится сексуальным
- Периодические ночные кошмары
- Энкопрез и энурез
- Нарушения сна
- Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.
- Регрессивное поведение.
4-6 лет
- Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.
- Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.
- Агрессивное сексуальное поведение с детьми
- Псевдовзрослое поведение
- Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
- Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).
- Нарушения сна
- Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
- Устраивает поджоги.
- Регрессивное поведение
- Соматические жалобы.
6-8 лет
- Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
- Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.
- Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
- Внезапное ухудшение успеваемости
- Не может найти друзей
- Никому не верит
- Не может сконцентрировать внимание
8-10 лет
- Сексуальные игры навязчивого характера
- Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
- Нерегулярное посещение школы
10-12 лет
- Социальный уход
- Агрессия по отношению к сверстникам
- Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.
- Внезапное ухудшение успеваемости
- Никому не верит
- Не может сконцентрировать внимание
- Часто прогуливает школу.
- Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
- Начальные признаки клинической депрессии.
12-18 лет
- Симптомы клинической депрессии
- нарушения сна
- суицидальные наклонности
- изоляция от окружающих
- Побеги из дома
- Промискуитет
- Асоциальное поведение
- Не участвует в школьных мероприятиях
- Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
- Совершение преступлений.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:
- Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.
- В сообщаемой истории имеются противоречия.
- История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом) .
- Существует история повторных подозрительных повреждений.
- Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.
- Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.
- Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.
- Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.
- У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.
- Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка .
Определение злоупотребления в отношении детей
Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:
- причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,
- создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,
- совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством.
Определение плохого обращения с детьми
- Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;
- Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:
- недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
- недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
- причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
- использование наркотиков или применение наркотических средств;
- использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
- любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].
- Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.