Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
С какой целью люди принимают наркотики?
Всего 73 человека
Голосование
Заете ли Вы, кокой вред здоровью наносит употребление наркотиков?
Всего 82 человека
Голосование
Каковы причины употребления наркотиков?
Всего 74 человека
Голосование
Знеете ли Вы, что такое наркомания?
Всего 74 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 82 человека

В  каком  возрасте  лучше  готовить ребенка  к школе

Дата: 13 февраля 2017 в 18:23
Автор: Гарист Н. А.

В  каком  возрасте  лучше  готовить ребенка  к школе

Давайте для начала поговорим о том, что такое подготовка   к   школе.   Чаще   всего   при   разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители гово­рят — да, он у нас умеет читать, считать, может пи­сать печатными буквами. Все это может быть хоро­шо, может быть плохо, но это еще не показатель го­товности к школе. Готовность к школе с психологи­ческой точки зрения подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого, выполнять правило, прини­мать условную ситуацию, достаточную развитость произвольности поведения и психических процес­сов, соподчинение мотивов и развитость волевых ка­честв, умение регулировать свою деятельность: мотивационную готовность к школе, стремление к об­щественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; общую осведомленность, умение обоб­щать, анализировать, сравнивать; достаточную раз­витость мелкой моторики руки. Что же все это та­кое, как и когда готовить к этому ребенка?

Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в дет­ском саду, уготована роль «трудного» ученика. Уме­ние слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры, обыкновен­ной игры в «дочки-матери», в «штандор», в настоль­ные игры с правилами. Ведь в этих и других подоб­ных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать пра­вилу, сдерживать свои порывы, его не будут прини­мать в игру другие ребятишки. Вам знакомы фразы типа: «Ты не правильно играешь, так мамы не дела­ют!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульнича­ешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ре­бенку, это тревожный звоночек — он не умеет дейст­вовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выпол­нять правило довольно просто — играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти — «мемори», в «"да" и "нет" не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отно­шений между ними дают ребенку возможность осво­ить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Раз­вить произвольное внимание вам помогут всевоз­можные журналы и книжки, в которых много зада­ний типа: «Найдите 10 отличий между картинка­ми», «С кем кто разговаривает по телефону», «перепутаница», «Что здесь лишнее» и т. д. Они за­бавны, интересны детям и очень полезны для разви­тия произвольности внимания и поведения. Глав­ное — следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком слож­ные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься. Общая осведомленность — это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась не­кая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3—5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Откуда берется ветер?», «А как устроен компьютер?» — и так далее. Нам бывает лень отве­чать на эти вопросы, но наши ответы — это один из основных источников познания мира.

Лишаясь это­го источника, ребенок вынужден черпать интере­сующие его сведения из телевизионных передач, об­рывков разговоров взрослых, додумывать что-то са­мостоятельно. Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступ­нее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.

Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше дви­жения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вто­рых, имеет смысл учить ребенка делать точные дви­жения при рисовании и письме, так как в большин­стве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало вре­мени, многие дети и в старших классах не умеют красиво писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог — большинство детей пишут с грубыми ошибками. Важно не перестараться, а обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в ув­лекательное занятие. Полезно давать ребенку зада­ние на дорисовывание, когда взрослый рисует поло­вину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения. Обуче­ние письму тоже полезно, если только оно не воспри­нимается ребенком как неприятная обязанность. Развить тонкую моторику помогают такие заня­тия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бума­ги или пластика, рисование, вязание, особенно крючком, собирание мозаик. Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть непомер­ным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он от­влекается, отвлекает других ребят и мешает учите­лю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К 3—4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в раз­ряд «трудных». Подготовка к школе — процесс длительный, на­чинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к шко­ле, стоит заранее поинтересоваться, куда вы намере­ны отдать своего ребенка, каковы требования к ма­лышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с родителями первоклассников и учителем. В каждой школе свои требования, свои особенности. Многие ставят условием поступления ребенка в школу умение читать, считать и писать, так как программа рассчитана на заранее подготов­ленных детей. Но все же основной характеристикой готовности к школе служит мотивационная готовность.

Как мотивировать ребенка к школе?

Что такое мотивационная готовность? Давно из­вестно, что очень большие трудности для самих де­тей и взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, ес­ли он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в шко­лу, попадает в новую систему отношений, где преоб­ладает оценка предметных действий ребенка, их со­ответствие образцам или правилам, сам ребенок с его особенностями мало кому интересен. В школе ребе­нок встречает чужих людей, с ними надо строить де­ловые отношения, надо уметь защитить свое  «Я» от воздействия другого человека. Негативный Я-образ и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возмож­ностей.

Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству. В идеале ребенок должен ощущать поддержку, любовь и авто­ритет отца, любовь и поддержку матери, уверен­ность в своих силах. Тревоги матери по поводу воз­можных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проб­лем, вынужден отвечать не только за себя и свои воз­можные ошибки, но и за родительские страхи и не­сбывшиеся надежды.

Существует несколько мотивов, по которым ребе­нок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, как отзываются о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и как успевают дети, родители которых от­дают ребенка в школу «потому, что так надо или чтобы он не болтался без дела», совершенно не инте­ресующиеся успехами ребенка. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это жела­ние встречаться с приятелями и играть, желание по­лучать пятерки, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание уз­нать новое, страх наказания или «чтобы была хо­рошая работа, когда вырасту». Мотивы самые раз­ные по силе, направленности, близости цели. Вспом­ните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили — «в школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пе­нал, тебе будет очень интересно, это будет твоя рабо­та, так надо».

Вспомните свое отношение к школе. Боялись ли вы туда идти, хотели ли? Сложно ли вам было ска­зать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Ду­маете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка ста­нут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей?

Ваше собственное отношение к школе и учебе ва­шего ребенка формирует отношение его к школе, накладывает большую ответственность. Слишком отдаленный мотив типа «хорошая работа, когда вы­растешь» слабо влияет на поведение ребенка в конк­ретный момент. Дети 6—7 лет слабо умеют регули­ровать свое поведение, их захлестывает волна непо­средственных желаний. Работа еще, когда будет, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гу­лять, играть.

Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может потерять желание ходить в школу, если ему вдруг поста­вят четверку или тройку или соседка по парте по­лучит больше похвал. Так возникнет зависть, бо­язнь конкуренции, страх ответить — а вдруг непра­вильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за чет­верки или тройки, для него радость узнавания ново­го сменится страхом и непосильной ответственно­стью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важ­нее — оценки в дневнике или реальный уровень зна­ний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?Наиболее предпочтительная мотивация ребен­ка — интерес, стремление узнать новое, сформиро­ванная система потребностей, переживаемая ребен­ком как собственное желание: «хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе,

отсутствие завышенных требований к будущим ус­пехам ребенка, реалистичные оптимистичные рас­сказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создаст хоро­шую мотивацию вашему ребенку.

Как лучше спланировать лето для ребенка, ко­торый пойдет в школу?

Последнее «вольное» лето дошкольников прино­сит родителям много тревог, связанных с предстоя­щим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усугубляются, делая воспита­тельные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стреми­тесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зре­лостью, чтобы учиться в школе. Что же такое школьная зрелость (или психологическая готов­ность к школе)?

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и со­циальный. Интеллектуальная зрелость для воз­раста 6—7 лет — это умение выделять фигуру из фо­на, способность концентрировать внимание, уста­навливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, им­пульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстни­ками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль учени­ка, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, при­нимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребен­ка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целы­ми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным бага­жом опыта — знаниями, умениями, навыками, при­вычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность восприни­мать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. Итак, поскольку школьная зре­лость, как и вообще все развитие ребенка, подчиня­ется закону неравномерности психического разви­тия, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.

Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, пред­лагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.

Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, пред­лагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.

ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнако­мых нисколько не стесняется?
  5. ет ли ваш ребенок составлять рассказы по кар­тинке не короче чем из пяти предложений?
  1. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколь­ко стихотворений?
  2. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  3. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  4. Умеет ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  5. Может ли он решать простые задачи на вычитание или сложение единицы?
  6. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  7. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  8. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  9. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  10. Знает ли ребенок названия диких и домашних жи­вотных?
  11. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом — «овощи» — помидоры, морковь, лук)?
  12. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятель­но — рисовать, собирать мозаику и т. д.?
  13. Может ли он понимать и точно выполнять словес­ные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15—18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10—14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки прило­жения дальнейших усилий;

меньше 9 — почитайте специальную литературу, пос­тарайтесь уделять больше времени занятиям с ребен­ком и обратите особое внимание на то, что он не умеет. Результаты могут вас разочаровать.

Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабуш­кой, старшим братом — со всеми, кто располагает сво­бодным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ре­бенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать, — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Почему первоклассник стал нервным, раздражительным, грубит взрослым? Почему он ут­ратил обычную жизнерадостность и чаще, чем раньше, плачет? Почему он вдруг стал гово­рить о себе: «Ох, ну до чего же бестолковый! Ничего-то у тебя не получается!», а в любом де­ле просит совета и постоянно спрашивает, прав ли он, «А так ли я подписал тетрадь? А какой карандаш мне лучше взять?»

Бывает хуже — спустя несколько дней учебы у ребенка появляются по утрам непонятного проис­хождения боли, рвота, поднимается температура, а затем он начинает открытым текстом говорить о том, что в школу он больше не пойдет. Все эти яв­ления, которые отмечаются родителями, приводя­щими детей на прием к психологу, свидетельствуют о переживании ребенком кризиса первоклассника.

Первый класс — начало долгого пути школьного детства ребенка, когда он выходит в большой соци­ум, начинает существовать не только в узком семей­ном и детсадовском окружении, но и среди большого количества чужих взрослых и детей различного воз­раста. Новые условия жизни образуют и новые зоны уязвимости для психического здоровья первоклас­сников. Вовремя осознанные сложности — половина успеха в их решении. Следуя советам психологов, можно ослабить стресс первого класса.

Как подготовить  первоклассника к изменению режима?

Во-первых, ребенок должен научиться рано вста­вать — для многих это трудно. Но достаточно немно­го задуматься и принять самые простые меры, чтобы

эту проблему снять. Не следует укладывать ребенка спать позже половины десятого, ни в коем случае нельзя позволять засиживаться ему около телевизо­ра или компьютера, нужно постараться избежать дневного сна, склонность к которому вновь появля­ется у первоклассников, чтобы не ломать ему режим дня, с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным, и ребенок спокойно перешел в режим бодрствования. Утро — начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без на­пряжения.

Во-вторых, ребенок приобретает в школе много новых обязанностей: он должен не только уметь при­водить себя в порядок, но и вовремя, в течение за­данного отрезка времени, выполнять некоторые за­дания. Он должен научиться структурировать свое время. Приготовление уроков — больной вопрос для большинства современных родителей. Необходимо раз и навсегда отказаться от надежды на то, что ре­бенок будет полностью делать уроки сам, — в отли­чие от поколения родителей, нынешние школьники имеют большую нагрузку и обладают низкой произ­вольностью поведения, то есть им труднее собрать себя, организовать свой труд, заставить себя делать то, что им не хочется.

Первый шаг в решении этой проблемы — ограни­чить время домашнего задания 1—1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Имейте в виду, что очень скоро он научится самостоятельно читать, и нужно, чтобы для этого также оставалось время. Если вы чувствуете, что сам ребенок не в состоянии понять смысл заданий, нужно ему помочь. Нет ниче­го страшного и в том, чтобы частично делать домаш­нее задание вместо него — главное, чтобы не напу­гать его ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенок не научится чувствовать и соблюдать темп деятельности, он рискует оказаться отстающим на уроке и приобрести страх перед любым заданием, выполняемым «на время» — контрольными работа­ми, диктантами, а затем — экзаменами.

Мой сын пошел в первый класс. До этого он воспитывался дома с бабушкой. Жалуется на то, что устает от людей. Не рано ли? Как решить эту проблему?

Выход в большой социум приносит большую пси­хическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится полностью прилюдным и контр­олируется другими. Он практически не остается один, все его поступки, привычки, любые телодви­жения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается, что даже в туалете ребенок не остается один, потому что там имеется несколько отделений. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некото­рое время, прежде чем он сумеет к этому при­выкнуть и научится отключаться для выполнения собственной деятельности от присутствия других, чувствовать себя способным действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность ребенку уединиться, ослабить контроль за его привычками, не делать замечаний, которых можно избежать («Не грызи ногти! Не дер­гай головой!»).

Для тренировки способности ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других или, напротив, включаться в происходя­щее полезно выполнять некоторые упражнения. Так, если он имеет минимальные музыкальные спо­собности, полезно петь дуэтом или хором, при этом для распределения внимания либо разделяясь на го­лоса, либо используя пение каноном (когда одни пев­цы поют выше, а другие — ниже или отстают на несколько тактов). В этом случае ребенок приучается следить за своей деятельностью и одновременно за тем, как она соотносится с деятельностью других. Очень полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма де­ятельности других, — можно изображать колоколь­ный звон, тиканье часов, барабанный бой; можно выстукивать чечетку и т. д. Еще одно упражнение адресовано читающим детям. Его полезно проводить с группой (можно пригласить соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение, затем разделите его на от­рывки и предложите участникам выучить эти от­рывки вслух, причем одновременно. Затем попроси­те их прочесть стихотворение по порядку, следя за тем, чтобы четверостишия не перепутались.

Моя дочь-первоклассница переживает из-за любой четверки. Ревет. Доводы о том, что и чет­верка хорошая оценка, не помогают. Как по­действовать  на  дочь, чтобы к концу  учебы в школе она не стала окончательной истеричкой?

Находясь в доме, семье, ребенок приобрел о себе самом некоторые первые представления — он знает, что он «самый маленький» (или, наоборот, «стар­ший из детей»), «ленивый» или «трудолюбивый», «быстрый» или «медлительный». В классе же его начинают сравнивать с другими детьми, и он «при­меряет» к себе уже совсем другие качества и харак­теристики, которые могут оказаться для него неожи­данными. В самосознание ребенка вносятся сущест­венные поправки. Так, например, он открывает для себя, что он уже не самый сообразительный, не са­мый быстрый, не самый любимый; он уже должен заслужить любовь и признание в классе своими до­стижениями.

Само по себе это открытие неопасно — ребенку полезно   узнать,   что   он   по-разному   отражается в представлениях других людей. Но плохо, если он начнет себя полностью отождествлять с их оценка­ми. Частное мнение должно касаться отдельного по­ступка, отдельного достижения, но не личности че­ловека в целом. Поэтому полезно немного порабо­тать над различением отметки и способностей ребенка в целом, мнения учителя и родителей, отно­шения к разным предметам и школе, учению в це­лом. Необходимо формировать частные самооценки ребенка, касающиеся отдельных навыков. Для этого важно, отмечая отдельные недостатки, подчерки­вать все успехи ребенка, все то, что отличает его от других детей, и не стесняться говорить о собствен­ных неудачах в школе.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором на­писано: «Я умею». Пусть он напишет список того, чем гордится, что считает у себя хорошо получаю­щимся. Если он не сможет ничего написать сам, по­могите ему, вспоминая эпизоды его успехов. В мину­ты неудач, когда ему будет трудно сделать домашнее задание или приступить к любой новой деятельнос­ти, а также когда он будет получать плохие оцен­ки, вспоминайте что-либо из этого списка, говоря: «А вот зато на велосипеде ты умеешь кататься луч­ше всех!»

Расспросите ребенка, как учительница хвалит или ругает его и других учеников. Словесная оценка ни в коем случае не должна обобщать черты личнос­ти и программировать неуспех («Разве ты когда-ни­будь сделаешь это хорошо?!»). Если вам кажется, что это требование не соблюдается, постарайтесь смягчить и переинтерпретировать высказывания преподавателей: «Ну не может быть, чтобы тебя обозвали лентяем, наверное, просто Марья Ивановна сказала, что ты с твоими способностями мог бы ус­петь решить больше примеров!»

Тревожный признак, если ребенок начинает уде­лять слишком большое внимание школьным отметкам. Акцентируйте его внимание на то, что не обяза­тельно быть отличником по всем предметам — иног­да бывает так, что хорошую отметку получают незаслуженно («просто повезло»), а иногда плохая отметка еще не означает, что ребенок знает урок ху­же других.

      Дайте понять ребенку, что школьный объем знаний еще не исчерпывает всего предмета; полезно дать почитать что-либо дополнительно по предмету, например, в одном из учебников-справоч­ников многочисленных переводных серий, отличаю­щихся, как правило, высоким качеством. Другой способ дать ребенку дополнительную психологиче­скую защиту — просмотреть изучаемый материал, слегка забегая вперед, чтобы первоклассник мог или задать нужный вопрос, или блеснуть своими позна­ниями на уроке. И еще одно пожелание: постарай­тесь не допускать невыгодных для вашего ребенка сравнений с другими детьми, а если это все-таки происходит, уравновешивайте их другими наблюде­ниями. Не стесняйтесь говорить об успехах и досто­инствах вашего ребенка в присутствии других лю­дей, особенно учителей и его одноклассников, пусть общественное мнение, а затем и представление ре­бенка будут позитивными.

 В этом году сын идет в школу. Мы волнуемся за него всей семьей. Он у нас такой неприспособ­ленный к коллективной жизни...

Что важно знать родителям будущего первоклас­сника? Давайте разложим все по полочкам.

Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже ес­ли он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может быть неприятно, что он воль­ется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем ма­ленький,  неотличимый от других,  что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников мальчика или девоч­ку, подходящих по темпераменту и симпатич­ных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.

  • Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повто­рите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительни­ца»). Познакомьте его с ней заранее. Мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девоч­ки — полных и добрых. Вообще красота и полно­та ассоциируются у детей с доброжелательно­стью. Если вам не очень понравилась препода­вательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негатив­ных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеж­дены, что вашему ребенку досталась сущая ки­кимора, не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка, ведь главное в начальной школе именно учительница.
  • Одежда. Часто ребенок впервые надевает но­вую одежду. Постарайтесь заранее все приме­рить, подогнать и дать ему в ней походить. Если в вашей школе принято носить форму — многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребе­нок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбу­ется на себя перед зеркалом, услышит компли­менты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, удобнее всего носить джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряже­ния по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно с ребенком заранее, при его одобрении, заранее же примерить и дать ему по­ходить, чтобы убедиться, что ничто не свали­вается и все застежки на месте.
  • Еда. Многие дети так волнуются, что не мо­гут хорошо позавтракать перед школой. Не сто­ит давить на детей в этот день. Поэтому пос­тарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется, возможно, ограничиться только фруктами. Если застав­лять есть при отсутствии аппетита, легко за­крепить рвотный рефлекс, который будет появ­ляться при слове «школа». А лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы он успел почув­ствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают де­тям на завтрак в школе. Если ему это не нра­вится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомст­вом.
  • Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета пред­ставляется нерешаемой, и «промашки», совер­шенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача предупредить ре­бенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его правильно отпраши­ваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на пе­ремене.

Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко — не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничения­ми сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, — предмет для отдельной бе­седы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.