Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В  каком  возрасте  лучше  готовить ребенка  к школе

Дата: 13 февраля 2017 в 18:23
Автор: Гарист Н. А.

В  каком  возрасте  лучше  готовить ребенка  к школе

Давайте для начала поговорим о том, что такое подготовка   к   школе.   Чаще   всего   при   разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители гово­рят — да, он у нас умеет читать, считать, может пи­сать печатными буквами. Все это может быть хоро­шо, может быть плохо, но это еще не показатель го­товности к школе. Готовность к школе с психологи­ческой точки зрения подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого, выполнять правило, прини­мать условную ситуацию, достаточную развитость произвольности поведения и психических процес­сов, соподчинение мотивов и развитость волевых ка­честв, умение регулировать свою деятельность: мотивационную готовность к школе, стремление к об­щественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; общую осведомленность, умение обоб­щать, анализировать, сравнивать; достаточную раз­витость мелкой моторики руки. Что же все это та­кое, как и когда готовить к этому ребенка?

Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в дет­ском саду, уготована роль «трудного» ученика. Уме­ние слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры, обыкновен­ной игры в «дочки-матери», в «штандор», в настоль­ные игры с правилами. Ведь в этих и других подоб­ных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать пра­вилу, сдерживать свои порывы, его не будут прини­мать в игру другие ребятишки. Вам знакомы фразы типа: «Ты не правильно играешь, так мамы не дела­ют!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульнича­ешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ре­бенку, это тревожный звоночек — он не умеет дейст­вовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выпол­нять правило довольно просто — играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти — «мемори», в «"да" и "нет" не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отно­шений между ними дают ребенку возможность осво­ить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Раз­вить произвольное внимание вам помогут всевоз­можные журналы и книжки, в которых много зада­ний типа: «Найдите 10 отличий между картинка­ми», «С кем кто разговаривает по телефону», «перепутаница», «Что здесь лишнее» и т. д. Они за­бавны, интересны детям и очень полезны для разви­тия произвольности внимания и поведения. Глав­ное — следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком слож­ные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься. Общая осведомленность — это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась не­кая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3—5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Откуда берется ветер?», «А как устроен компьютер?» — и так далее. Нам бывает лень отве­чать на эти вопросы, но наши ответы — это один из основных источников познания мира.

Лишаясь это­го источника, ребенок вынужден черпать интере­сующие его сведения из телевизионных передач, об­рывков разговоров взрослых, додумывать что-то са­мостоятельно. Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступ­нее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.

Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше дви­жения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вто­рых, имеет смысл учить ребенка делать точные дви­жения при рисовании и письме, так как в большин­стве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало вре­мени, многие дети и в старших классах не умеют красиво писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог — большинство детей пишут с грубыми ошибками. Важно не перестараться, а обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в ув­лекательное занятие. Полезно давать ребенку зада­ние на дорисовывание, когда взрослый рисует поло­вину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения. Обуче­ние письму тоже полезно, если только оно не воспри­нимается ребенком как неприятная обязанность. Развить тонкую моторику помогают такие заня­тия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бума­ги или пластика, рисование, вязание, особенно крючком, собирание мозаик. Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть непомер­ным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он от­влекается, отвлекает других ребят и мешает учите­лю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К 3—4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в раз­ряд «трудных». Подготовка к школе — процесс длительный, на­чинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к шко­ле, стоит заранее поинтересоваться, куда вы намере­ны отдать своего ребенка, каковы требования к ма­лышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с родителями первоклассников и учителем. В каждой школе свои требования, свои особенности. Многие ставят условием поступления ребенка в школу умение читать, считать и писать, так как программа рассчитана на заранее подготов­ленных детей. Но все же основной характеристикой готовности к школе служит мотивационная готовность.

Как мотивировать ребенка к школе?

Что такое мотивационная готовность? Давно из­вестно, что очень большие трудности для самих де­тей и взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, ес­ли он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в шко­лу, попадает в новую систему отношений, где преоб­ладает оценка предметных действий ребенка, их со­ответствие образцам или правилам, сам ребенок с его особенностями мало кому интересен. В школе ребе­нок встречает чужих людей, с ними надо строить де­ловые отношения, надо уметь защитить свое  «Я» от воздействия другого человека. Негативный Я-образ и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возмож­ностей.

Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству. В идеале ребенок должен ощущать поддержку, любовь и авто­ритет отца, любовь и поддержку матери, уверен­ность в своих силах. Тревоги матери по поводу воз­можных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проб­лем, вынужден отвечать не только за себя и свои воз­можные ошибки, но и за родительские страхи и не­сбывшиеся надежды.

Существует несколько мотивов, по которым ребе­нок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, как отзываются о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и как успевают дети, родители которых от­дают ребенка в школу «потому, что так надо или чтобы он не болтался без дела», совершенно не инте­ресующиеся успехами ребенка. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это жела­ние встречаться с приятелями и играть, желание по­лучать пятерки, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание уз­нать новое, страх наказания или «чтобы была хо­рошая работа, когда вырасту». Мотивы самые раз­ные по силе, направленности, близости цели. Вспом­ните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили — «в школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пе­нал, тебе будет очень интересно, это будет твоя рабо­та, так надо».

Вспомните свое отношение к школе. Боялись ли вы туда идти, хотели ли? Сложно ли вам было ска­зать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Ду­маете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка ста­нут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей?

Ваше собственное отношение к школе и учебе ва­шего ребенка формирует отношение его к школе, накладывает большую ответственность. Слишком отдаленный мотив типа «хорошая работа, когда вы­растешь» слабо влияет на поведение ребенка в конк­ретный момент. Дети 6—7 лет слабо умеют регули­ровать свое поведение, их захлестывает волна непо­средственных желаний. Работа еще, когда будет, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гу­лять, играть.

Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может потерять желание ходить в школу, если ему вдруг поста­вят четверку или тройку или соседка по парте по­лучит больше похвал. Так возникнет зависть, бо­язнь конкуренции, страх ответить — а вдруг непра­вильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за чет­верки или тройки, для него радость узнавания ново­го сменится страхом и непосильной ответственно­стью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важ­нее — оценки в дневнике или реальный уровень зна­ний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?Наиболее предпочтительная мотивация ребен­ка — интерес, стремление узнать новое, сформиро­ванная система потребностей, переживаемая ребен­ком как собственное желание: «хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе,

отсутствие завышенных требований к будущим ус­пехам ребенка, реалистичные оптимистичные рас­сказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создаст хоро­шую мотивацию вашему ребенку.

Как лучше спланировать лето для ребенка, ко­торый пойдет в школу?

Последнее «вольное» лето дошкольников прино­сит родителям много тревог, связанных с предстоя­щим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усугубляются, делая воспита­тельные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стреми­тесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зре­лостью, чтобы учиться в школе. Что же такое школьная зрелость (или психологическая готов­ность к школе)?

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и со­циальный. Интеллектуальная зрелость для воз­раста 6—7 лет — это умение выделять фигуру из фо­на, способность концентрировать внимание, уста­навливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, им­пульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстни­ками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль учени­ка, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, при­нимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребен­ка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целы­ми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным бага­жом опыта — знаниями, умениями, навыками, при­вычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность восприни­мать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. Итак, поскольку школьная зре­лость, как и вообще все развитие ребенка, подчиня­ется закону неравномерности психического разви­тия, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.

Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, пред­лагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.

Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, пред­лагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.

ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнако­мых нисколько не стесняется?
  5. ет ли ваш ребенок составлять рассказы по кар­тинке не короче чем из пяти предложений?
  1. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколь­ко стихотворений?
  2. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  3. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  4. Умеет ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  5. Может ли он решать простые задачи на вычитание или сложение единицы?
  6. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  7. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  8. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  9. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  10. Знает ли ребенок названия диких и домашних жи­вотных?
  11. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом — «овощи» — помидоры, морковь, лук)?
  12. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятель­но — рисовать, собирать мозаику и т. д.?
  13. Может ли он понимать и точно выполнять словес­ные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15—18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10—14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки прило­жения дальнейших усилий;

меньше 9 — почитайте специальную литературу, пос­тарайтесь уделять больше времени занятиям с ребен­ком и обратите особое внимание на то, что он не умеет. Результаты могут вас разочаровать.

Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабуш­кой, старшим братом — со всеми, кто располагает сво­бодным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ре­бенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать, — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Почему первоклассник стал нервным, раздражительным, грубит взрослым? Почему он ут­ратил обычную жизнерадостность и чаще, чем раньше, плачет? Почему он вдруг стал гово­рить о себе: «Ох, ну до чего же бестолковый! Ничего-то у тебя не получается!», а в любом де­ле просит совета и постоянно спрашивает, прав ли он, «А так ли я подписал тетрадь? А какой карандаш мне лучше взять?»

Бывает хуже — спустя несколько дней учебы у ребенка появляются по утрам непонятного проис­хождения боли, рвота, поднимается температура, а затем он начинает открытым текстом говорить о том, что в школу он больше не пойдет. Все эти яв­ления, которые отмечаются родителями, приводя­щими детей на прием к психологу, свидетельствуют о переживании ребенком кризиса первоклассника.

Первый класс — начало долгого пути школьного детства ребенка, когда он выходит в большой соци­ум, начинает существовать не только в узком семей­ном и детсадовском окружении, но и среди большого количества чужих взрослых и детей различного воз­раста. Новые условия жизни образуют и новые зоны уязвимости для психического здоровья первоклас­сников. Вовремя осознанные сложности — половина успеха в их решении. Следуя советам психологов, можно ослабить стресс первого класса.

Как подготовить  первоклассника к изменению режима?

Во-первых, ребенок должен научиться рано вста­вать — для многих это трудно. Но достаточно немно­го задуматься и принять самые простые меры, чтобы

эту проблему снять. Не следует укладывать ребенка спать позже половины десятого, ни в коем случае нельзя позволять засиживаться ему около телевизо­ра или компьютера, нужно постараться избежать дневного сна, склонность к которому вновь появля­ется у первоклассников, чтобы не ломать ему режим дня, с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным, и ребенок спокойно перешел в режим бодрствования. Утро — начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без на­пряжения.

Во-вторых, ребенок приобретает в школе много новых обязанностей: он должен не только уметь при­водить себя в порядок, но и вовремя, в течение за­данного отрезка времени, выполнять некоторые за­дания. Он должен научиться структурировать свое время. Приготовление уроков — больной вопрос для большинства современных родителей. Необходимо раз и навсегда отказаться от надежды на то, что ре­бенок будет полностью делать уроки сам, — в отли­чие от поколения родителей, нынешние школьники имеют большую нагрузку и обладают низкой произ­вольностью поведения, то есть им труднее собрать себя, организовать свой труд, заставить себя делать то, что им не хочется.

Первый шаг в решении этой проблемы — ограни­чить время домашнего задания 1—1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Имейте в виду, что очень скоро он научится самостоятельно читать, и нужно, чтобы для этого также оставалось время. Если вы чувствуете, что сам ребенок не в состоянии понять смысл заданий, нужно ему помочь. Нет ниче­го страшного и в том, чтобы частично делать домаш­нее задание вместо него — главное, чтобы не напу­гать его ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенок не научится чувствовать и соблюдать темп деятельности, он рискует оказаться отстающим на уроке и приобрести страх перед любым заданием, выполняемым «на время» — контрольными работа­ми, диктантами, а затем — экзаменами.

Мой сын пошел в первый класс. До этого он воспитывался дома с бабушкой. Жалуется на то, что устает от людей. Не рано ли? Как решить эту проблему?

Выход в большой социум приносит большую пси­хическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится полностью прилюдным и контр­олируется другими. Он практически не остается один, все его поступки, привычки, любые телодви­жения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается, что даже в туалете ребенок не остается один, потому что там имеется несколько отделений. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некото­рое время, прежде чем он сумеет к этому при­выкнуть и научится отключаться для выполнения собственной деятельности от присутствия других, чувствовать себя способным действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность ребенку уединиться, ослабить контроль за его привычками, не делать замечаний, которых можно избежать («Не грызи ногти! Не дер­гай головой!»).

Для тренировки способности ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других или, напротив, включаться в происходя­щее полезно выполнять некоторые упражнения. Так, если он имеет минимальные музыкальные спо­собности, полезно петь дуэтом или хором, при этом для распределения внимания либо разделяясь на го­лоса, либо используя пение каноном (когда одни пев­цы поют выше, а другие — ниже или отстают на несколько тактов). В этом случае ребенок приучается следить за своей деятельностью и одновременно за тем, как она соотносится с деятельностью других. Очень полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма де­ятельности других, — можно изображать колоколь­ный звон, тиканье часов, барабанный бой; можно выстукивать чечетку и т. д. Еще одно упражнение адресовано читающим детям. Его полезно проводить с группой (можно пригласить соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение, затем разделите его на от­рывки и предложите участникам выучить эти от­рывки вслух, причем одновременно. Затем попроси­те их прочесть стихотворение по порядку, следя за тем, чтобы четверостишия не перепутались.

Моя дочь-первоклассница переживает из-за любой четверки. Ревет. Доводы о том, что и чет­верка хорошая оценка, не помогают. Как по­действовать  на  дочь, чтобы к концу  учебы в школе она не стала окончательной истеричкой?

Находясь в доме, семье, ребенок приобрел о себе самом некоторые первые представления — он знает, что он «самый маленький» (или, наоборот, «стар­ший из детей»), «ленивый» или «трудолюбивый», «быстрый» или «медлительный». В классе же его начинают сравнивать с другими детьми, и он «при­меряет» к себе уже совсем другие качества и харак­теристики, которые могут оказаться для него неожи­данными. В самосознание ребенка вносятся сущест­венные поправки. Так, например, он открывает для себя, что он уже не самый сообразительный, не са­мый быстрый, не самый любимый; он уже должен заслужить любовь и признание в классе своими до­стижениями.

Само по себе это открытие неопасно — ребенку полезно   узнать,   что   он   по-разному   отражается в представлениях других людей. Но плохо, если он начнет себя полностью отождествлять с их оценка­ми. Частное мнение должно касаться отдельного по­ступка, отдельного достижения, но не личности че­ловека в целом. Поэтому полезно немного порабо­тать над различением отметки и способностей ребенка в целом, мнения учителя и родителей, отно­шения к разным предметам и школе, учению в це­лом. Необходимо формировать частные самооценки ребенка, касающиеся отдельных навыков. Для этого важно, отмечая отдельные недостатки, подчерки­вать все успехи ребенка, все то, что отличает его от других детей, и не стесняться говорить о собствен­ных неудачах в школе.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором на­писано: «Я умею». Пусть он напишет список того, чем гордится, что считает у себя хорошо получаю­щимся. Если он не сможет ничего написать сам, по­могите ему, вспоминая эпизоды его успехов. В мину­ты неудач, когда ему будет трудно сделать домашнее задание или приступить к любой новой деятельнос­ти, а также когда он будет получать плохие оцен­ки, вспоминайте что-либо из этого списка, говоря: «А вот зато на велосипеде ты умеешь кататься луч­ше всех!»

Расспросите ребенка, как учительница хвалит или ругает его и других учеников. Словесная оценка ни в коем случае не должна обобщать черты личнос­ти и программировать неуспех («Разве ты когда-ни­будь сделаешь это хорошо?!»). Если вам кажется, что это требование не соблюдается, постарайтесь смягчить и переинтерпретировать высказывания преподавателей: «Ну не может быть, чтобы тебя обозвали лентяем, наверное, просто Марья Ивановна сказала, что ты с твоими способностями мог бы ус­петь решить больше примеров!»

Тревожный признак, если ребенок начинает уде­лять слишком большое внимание школьным отметкам. Акцентируйте его внимание на то, что не обяза­тельно быть отличником по всем предметам — иног­да бывает так, что хорошую отметку получают незаслуженно («просто повезло»), а иногда плохая отметка еще не означает, что ребенок знает урок ху­же других.

      Дайте понять ребенку, что школьный объем знаний еще не исчерпывает всего предмета; полезно дать почитать что-либо дополнительно по предмету, например, в одном из учебников-справоч­ников многочисленных переводных серий, отличаю­щихся, как правило, высоким качеством. Другой способ дать ребенку дополнительную психологиче­скую защиту — просмотреть изучаемый материал, слегка забегая вперед, чтобы первоклассник мог или задать нужный вопрос, или блеснуть своими позна­ниями на уроке. И еще одно пожелание: постарай­тесь не допускать невыгодных для вашего ребенка сравнений с другими детьми, а если это все-таки происходит, уравновешивайте их другими наблюде­ниями. Не стесняйтесь говорить об успехах и досто­инствах вашего ребенка в присутствии других лю­дей, особенно учителей и его одноклассников, пусть общественное мнение, а затем и представление ре­бенка будут позитивными.

 В этом году сын идет в школу. Мы волнуемся за него всей семьей. Он у нас такой неприспособ­ленный к коллективной жизни...

Что важно знать родителям будущего первоклас­сника? Давайте разложим все по полочкам.

Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже ес­ли он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может быть неприятно, что он воль­ется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем ма­ленький,  неотличимый от других,  что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников мальчика или девоч­ку, подходящих по темпераменту и симпатич­ных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.

  • Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повто­рите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительни­ца»). Познакомьте его с ней заранее. Мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девоч­ки — полных и добрых. Вообще красота и полно­та ассоциируются у детей с доброжелательно­стью. Если вам не очень понравилась препода­вательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негатив­ных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеж­дены, что вашему ребенку досталась сущая ки­кимора, не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка, ведь главное в начальной школе именно учительница.
  • Одежда. Часто ребенок впервые надевает но­вую одежду. Постарайтесь заранее все приме­рить, подогнать и дать ему в ней походить. Если в вашей школе принято носить форму — многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребе­нок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбу­ется на себя перед зеркалом, услышит компли­менты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, удобнее всего носить джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряже­ния по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно с ребенком заранее, при его одобрении, заранее же примерить и дать ему по­ходить, чтобы убедиться, что ничто не свали­вается и все застежки на месте.
  • Еда. Многие дети так волнуются, что не мо­гут хорошо позавтракать перед школой. Не сто­ит давить на детей в этот день. Поэтому пос­тарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется, возможно, ограничиться только фруктами. Если застав­лять есть при отсутствии аппетита, легко за­крепить рвотный рефлекс, который будет появ­ляться при слове «школа». А лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы он успел почув­ствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают де­тям на завтрак в школе. Если ему это не нра­вится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомст­вом.
  • Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета пред­ставляется нерешаемой, и «промашки», совер­шенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача предупредить ре­бенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его правильно отпраши­ваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на пе­ремене.

Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко — не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничения­ми сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, — предмет для отдельной бе­седы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.