В каком возрасте лучше готовить ребенка к школе
Давайте для начала поговорим о том, что такое подготовка к школе. Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят — да, он у нас умеет читать, считать, может писать печатными буквами. Все это может быть хорошо, может быть плохо, но это еще не показатель готовности к школе. Готовность к школе с психологической точки зрения подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого, выполнять правило, принимать условную ситуацию, достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, соподчинение мотивов и развитость волевых качеств, умение регулировать свою деятельность: мотивационную готовность к школе, стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; общую осведомленность, умение обобщать, анализировать, сравнивать; достаточную развитость мелкой моторики руки. Что же все это такое, как и когда готовить к этому ребенка?
Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры, обыкновенной игры в «дочки-матери», в «штандор», в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие ребятишки. Вам знакомы фразы типа: «Ты не правильно играешь, так мамы не делают!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульничаешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ребенку, это тревожный звоночек — он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто — играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти — «мемори», в «"да" и "нет" не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «Найдите 10 отличий между картинками», «С кем кто разговаривает по телефону», «перепутаница», «Что здесь лишнее» и т. д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное — следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься. Общая осведомленность — это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3—5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Откуда берется ветер?», «А как устроен компьютер?» — и так далее. Нам бывает лень отвечать на эти вопросы, но наши ответы — это один из основных источников познания мира.
Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно. Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во-первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводится мало времени, многие дети и в старших классах не умеют красиво писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог — большинство детей пишут с грубыми ошибками. Важно не перестараться, а обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задание на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность. Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластика, рисование, вязание, особенно крючком, собирание мозаик. Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть непомерным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая учителю спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К 3—4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных». Подготовка к школе — процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к школе, стоит заранее поинтересоваться, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы в вашей школе, поговорить с родителями первоклассников и учителем. В каждой школе свои требования, свои особенности. Многие ставят условием поступления ребенка в школу умение читать, считать и писать, так как программа рассчитана на заранее подготовленных детей. Но все же основной характеристикой готовности к школе служит мотивационная готовность.
Как мотивировать ребенка к школе?
Что такое мотивационная готовность? Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий ребенка, их соответствие образцам или правилам, сам ребенок с его особенностями мало кому интересен. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «Я» от воздействия другого человека. Негативный Я-образ и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей.
Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству. В идеале ребенок должен ощущать поддержку, любовь и авторитет отца, любовь и поддержку матери, уверенность в своих силах. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.
Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, как отзываются о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и как успевают дети, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо или чтобы он не болтался без дела», совершенно не интересующиеся успехами ребенка. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это желание встречаться с приятелями и играть, желание получать пятерки, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные по силе, направленности, близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили — «в школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа, так надо».
Вспомните свое отношение к школе. Боялись ли вы туда идти, хотели ли? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей?
Ваше собственное отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует отношение его к школе, накладывает большую ответственность. Слишком отдаленный мотив типа «хорошая работа, когда вырастешь» слабо влияет на поведение ребенка в конкретный момент. Дети 6—7 лет слабо умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще, когда будет, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять, играть.
Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может потерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе,
отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создаст хорошую мотивацию вашему ребенку.
Как лучше спланировать лето для ребенка, который пойдет в школу?
Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усугубляются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе. Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)?
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.
Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.
Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест, составленный Е. А. Мухортовой.
ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Тест для родителей
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- ет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или сложение единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом — «овощи» — помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т. д.?
- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15—18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10—14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, что он не умеет. Результаты могут вас разочаровать.
Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать, — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
Почему первоклассник стал нервным, раздражительным, грубит взрослым? Почему он утратил обычную жизнерадостность и чаще, чем раньше, плачет? Почему он вдруг стал говорить о себе: «Ох, ну до чего же бестолковый! Ничего-то у тебя не получается!», а в любом деле просит совета и постоянно спрашивает, прав ли он, — «А так ли я подписал тетрадь? А какой карандаш мне лучше взять?»
Бывает хуже — спустя несколько дней учебы у ребенка появляются по утрам непонятного происхождения боли, рвота, поднимается температура, а затем он начинает открытым текстом говорить о том, что в школу он больше не пойдет. Все эти явления, которые отмечаются родителями, приводящими детей на прием к психологу, свидетельствуют о переживании ребенком кризиса первоклассника.
Первый класс — начало долгого пути школьного детства ребенка, когда он выходит в большой социум, начинает существовать не только в узком семейном и детсадовском окружении, но и среди большого количества чужих взрослых и детей различного возраста. Новые условия жизни образуют и новые зоны уязвимости для психического здоровья первоклассников. Вовремя осознанные сложности — половина успеха в их решении. Следуя советам психологов, можно ослабить стресс первого класса.
Как подготовить первоклассника к изменению режима?
Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать — для многих это трудно. Но достаточно немного задуматься и принять самые простые меры, чтобы
эту проблему снять. Не следует укладывать ребенка спать позже половины десятого, ни в коем случае нельзя позволять засиживаться ему около телевизора или компьютера, нужно постараться избежать дневного сна, склонность к которому вновь появляется у первоклассников, чтобы не ломать ему режим дня, с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным, и ребенок спокойно перешел в режим бодрствования. Утро — начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.
Во-вторых, ребенок приобретает в школе много новых обязанностей: он должен не только уметь приводить себя в порядок, но и вовремя, в течение заданного отрезка времени, выполнять некоторые задания. Он должен научиться структурировать свое время. Приготовление уроков — больной вопрос для большинства современных родителей. Необходимо раз и навсегда отказаться от надежды на то, что ребенок будет полностью делать уроки сам, — в отличие от поколения родителей, нынешние школьники имеют большую нагрузку и обладают низкой произвольностью поведения, то есть им труднее собрать себя, организовать свой труд, заставить себя делать то, что им не хочется.
Первый шаг в решении этой проблемы — ограничить время домашнего задания 1—1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Имейте в виду, что очень скоро он научится самостоятельно читать, и нужно, чтобы для этого также оставалось время. Если вы чувствуете, что сам ребенок не в состоянии понять смысл заданий, нужно ему помочь. Нет ничего страшного и в том, чтобы частично делать домашнее задание вместо него — главное, чтобы не напугать его ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенок не научится чувствовать и соблюдать темп деятельности, он рискует оказаться отстающим на уроке и приобрести страх перед любым заданием, выполняемым «на время» — контрольными работами, диктантами, а затем — экзаменами.
Мой сын пошел в первый класс. До этого он воспитывался дома с бабушкой. Жалуется на то, что устает от людей. Не рано ли? Как решить эту проблему?
Выход в большой социум приносит большую психическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится полностью прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один, все его поступки, привычки, любые телодвижения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается, что даже в туалете ребенок не остается один, потому что там имеется несколько отделений. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некоторое время, прежде чем он сумеет к этому привыкнуть и научится отключаться для выполнения собственной деятельности от присутствия других, чувствовать себя способным действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность ребенку уединиться, ослабить контроль за его привычками, не делать замечаний, которых можно избежать («Не грызи ногти! Не дергай головой!»).
Для тренировки способности ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других или, напротив, включаться в происходящее полезно выполнять некоторые упражнения. Так, если он имеет минимальные музыкальные способности, полезно петь дуэтом или хором, при этом для распределения внимания либо разделяясь на голоса, либо используя пение каноном (когда одни певцы поют выше, а другие — ниже или отстают на несколько тактов). В этом случае ребенок приучается следить за своей деятельностью и одновременно за тем, как она соотносится с деятельностью других. Очень полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма деятельности других, — можно изображать колокольный звон, тиканье часов, барабанный бой; можно выстукивать чечетку и т. д. Еще одно упражнение адресовано читающим детям. Его полезно проводить с группой (можно пригласить соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение, затем разделите его на отрывки и предложите участникам выучить эти отрывки вслух, причем одновременно. Затем попросите их прочесть стихотворение по порядку, следя за тем, чтобы четверостишия не перепутались.
Моя дочь-первоклассница переживает из-за любой четверки. Ревет. Доводы о том, что и четверка — хорошая оценка, не помогают. Как подействовать на дочь, чтобы к концу учебы в школе она не стала окончательной истеричкой?
Находясь в доме, семье, ребенок приобрел о себе самом некоторые первые представления — он знает, что он «самый маленький» (или, наоборот, «старший из детей»), «ленивый» или «трудолюбивый», «быстрый» или «медлительный». В классе же его начинают сравнивать с другими детьми, и он «примеряет» к себе уже совсем другие качества и характеристики, которые могут оказаться для него неожиданными. В самосознание ребенка вносятся существенные поправки. Так, например, он открывает для себя, что он уже не самый сообразительный, не самый быстрый, не самый любимый; он уже должен заслужить любовь и признание в классе своими достижениями.
Само по себе это открытие неопасно — ребенку полезно узнать, что он по-разному отражается в представлениях других людей. Но плохо, если он начнет себя полностью отождествлять с их оценками. Частное мнение должно касаться отдельного поступка, отдельного достижения, но не личности человека в целом. Поэтому полезно немного поработать над различением отметки и способностей ребенка в целом, мнения учителя и родителей, отношения к разным предметам и школе, учению в целом. Необходимо формировать частные самооценки ребенка, касающиеся отдельных навыков. Для этого важно, отмечая отдельные недостатки, подчеркивать все успехи ребенка, все то, что отличает его от других детей, и не стесняться говорить о собственных неудачах в школе.
Предложите ребенку лист бумаги, на котором написано: «Я умею». Пусть он напишет список того, чем гордится, что считает у себя хорошо получающимся. Если он не сможет ничего написать сам, помогите ему, вспоминая эпизоды его успехов. В минуты неудач, когда ему будет трудно сделать домашнее задание или приступить к любой новой деятельности, а также когда он будет получать плохие оценки, вспоминайте что-либо из этого списка, говоря: «А вот зато на велосипеде ты умеешь кататься лучше всех!»
Расспросите ребенка, как учительница хвалит или ругает его и других учеников. Словесная оценка ни в коем случае не должна обобщать черты личности и программировать неуспех («Разве ты когда-нибудь сделаешь это хорошо?!»). Если вам кажется, что это требование не соблюдается, постарайтесь смягчить и переинтерпретировать высказывания преподавателей: «Ну не может быть, чтобы тебя обозвали лентяем, наверное, просто Марья Ивановна сказала, что ты с твоими способностями мог бы успеть решить больше примеров!»
Тревожный признак, если ребенок начинает уделять слишком большое внимание школьным отметкам. Акцентируйте его внимание на то, что не обязательно быть отличником по всем предметам — иногда бывает так, что хорошую отметку получают незаслуженно («просто повезло»), а иногда плохая отметка еще не означает, что ребенок знает урок хуже других.
Дайте понять ребенку, что школьный объем знаний еще не исчерпывает всего предмета; полезно дать почитать что-либо дополнительно по предмету, например, в одном из учебников-справочников многочисленных переводных серий, отличающихся, как правило, высоким качеством. Другой способ дать ребенку дополнительную психологическую защиту — просмотреть изучаемый материал, слегка забегая вперед, чтобы первоклассник мог или задать нужный вопрос, или блеснуть своими познаниями на уроке. И еще одно пожелание: постарайтесь не допускать невыгодных для вашего ребенка сравнений с другими детьми, а если это все-таки происходит, уравновешивайте их другими наблюдениями. Не стесняйтесь говорить об успехах и достоинствах вашего ребенка в присутствии других людей, особенно учителей и его одноклассников, пусть общественное мнение, а затем и представление ребенка будут позитивными.
В этом году сын идет в школу. Мы волнуемся за него всей семьей. Он у нас такой неприспособленный к коллективной жизни...
Что важно знать родителям будущего первоклассника? Давайте разложим все по полочкам.
• Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может быть неприятно, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников — мальчика или девочку, подходящих по темпераменту и симпатичных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.
- Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повторите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительница»). Познакомьте его с ней заранее. Мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девочки — полных и добрых. Вообще красота и полнота ассоциируются у детей с доброжелательностью. Если вам не очень понравилась преподавательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеждены, что вашему ребенку досталась сущая кикимора, — не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка, ведь главное в начальной школе — именно учительница.
- Одежда. Часто ребенок впервые надевает новую одежду. Постарайтесь заранее все примерить, подогнать и дать ему в ней походить. Если в вашей школе принято носить форму — многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, удобнее всего носить джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряжения по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно с ребенком заранее, при его одобрении, заранее же примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается и все застежки на месте.
- Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Не стоит давить на детей в этот день. Поэтому постарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется, — возможно, ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет появляться при слове «школа». А лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.
- Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета представляется нерешаемой, и «промашки», совершенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача — предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его правильно отпрашиваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на перемене.
Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко — не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничениями сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, — предмет для отдельной беседы.