О СОБЛЮДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ И ВОВПИТАНИЯ НА ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ
Антикоррупционная политика любой организации (в т.ч. учреждения образования (здесь и далее)) представляет собой научно обоснованную и системную деятельность субъектов по предупреждению коррупции в организации, сокращению ее негативного влияния, устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, созданию атмосферы нетерпимости в ее отношении.
Данные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией, которое основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона о борьбе с коррупцией и иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.
К субъектам реализации антикоррупционной политики организации относятся:
- руководители организаций и лица, занимающие руководящие должности;
- комиссии по противодействию коррупции;
- работники организации, связанные с предупреждением коррупции.
Ответственным за реализацию антикоррупционной политики
организации является руководитель. Обязанности руководителей государственных органов и иных организаций в сфере предупреждения коррупции предусмотрены ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией.
Разработка и осуществление мероприятий по предупреждению коррупции в организациях возлагается на комиссии по противодействию коррупции.
Порядок реализации мер борьбы с коррупцией в республиканских органах государственного управления и иных организациях определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции».
Мероприятия, направленные на предупреждение коррупции, могут осуществляться работниками кадровой службы, комиссиями по организации закупок товаров (работ, услуг), иными работниками, уполномоченными на осуществление административных процедур, ведение сайта, осуществление антикоррупционного обучения и др.
Антикоррупционная деятельность организаций должна ориентироваться прежде всего на борьбу с внутренними недостатками. Особые требования при этом предъявляются к руководителям организаций.
Так, в соответствии со ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
- принимать установленные Законом о борьбе с коррупцией и иными
актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;
- привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия
для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных указанным Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
- информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с
коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Кадровой работе отводится важная роль в сфере противодействия коррупции, поскольку правильно организованная кадровая политика позволяет сформировать штат работников, обладающих устойчивым антикоррупционным сознанием и соответствующими профессиональными, деловыми и нравственными качествами.
В каждой организации целесообразно утвердить перечни:
- должностей государственных должностных и (или) приравненных к
ним лиц. Ошибки при определении того, к какой группе субъектов коррупции относятся конкретные лица, могут привести к незаконному ограничению прав этих лиц (например, в результате необоснованного истребования письменного обязательства у лиц, приравненных к государственным должностным лицам, либо у иных лиц);
- должностей с повышенным риском коррупционных проявлений и
дополнительных антикоррупционных мер, принимаемых в отношении кандидатов на такие должности и лиц, занимающих эти должности.
В рамках организации целесообразно разработать методику оценки коррупционных рисков. При определении коррупционно уязвимых направлений деятельности организации следует исходить из специфики деятельности организации. Традиционно к таким сферам относят осуществление закупок товаров, (работ, услуг), распоряжение государственным имуществом, бюджетными средствами, заключение договоров и т.п.
Для сферы образования такими направлениями деятельности могут выступать:
- формирование экзаменационных комиссий с учетом
профессиональных, деловых и моральных качеств педагогов;
- проведение выпускных экзаменов за период обучения на II и III
ступенях общего среднего образования;
- набор в учреждения образования (особенно в гимназии);
- сбор денежных средств на приобретение подарков для
педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования;
- распределение учебных часов, часов факультативных занятий и часов
организационно-воспитательной работы среди работников;
- выписка документов об образовании и иные направления.
Важно также помнить, что типичный коррупционный риск-чрезмерная свобода личного усмотрения должностного лица организации при принятии юридически значимых решений.
Директор А. Л. Жолуд