МЕТОДИКА
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:
- выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;
- выявление и поддержка творчески одаренных детей;
- стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;
- поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
- организационная и моральная поддержка данного вида творчества.
Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.
Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.
Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:
1 этап – создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;
2 этап – разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее);
3 этап – рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;
4 этап – организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов – будущих участников конкурсного мероприятия;
5 этап – сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;
6 этап – составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;
7 этап – организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов»;
8 этап – организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);
9 этап – подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;
10 этап – организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;
11 этап – организация и проведение методических мероприятий для педагогов – участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:
- на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;
- для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);
- место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;
- подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;
- В дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.
СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О КОНКУРСНОМ МЕРОПРИЯТИИ
Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкурсе. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри конкурса. Контактный телефон:
Приложения к положению о конкурсном мероприятии:
- Форма заявки на участие в конкурсе:
- название конкурса;
- номинация конкурса;
- образовательное учреждение;
- детское объединение (класс, группа);
- педагог (фамилия, имя, отчество полностью);
- контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);
- исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения);
- конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т. д.)
- дополнительные данные (при необходимости).
- Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):
- название работы;
- исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);
- образовательное учреждение;
- детское объединение;
- педагог (фамилия, инициалы).
В заключение данного раздела методического пособия необходимо отметить, что чем более разнообразной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования, тем более интересными и результативными будут занятия для ребят.