Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Культура поведения в конфликтных ситуациях

Дата: 19 ноября 2021 в 09:32
Автор: Стома Л. А.

Культура поведения в конфликтных ситуациях

       Умение грамотно вести себя в конфликтных ситуациях – это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью, позволяет добиваться в жизни своих целей. Конфликты в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая. Конфликт возникает в том случае, если у участников общения возникли противоречия во взглядах, целях, интересах. Вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем.

       Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, между родителями и детьми в первую очередь обусловлены затруднениями в общении.

Способы конструктивного разрешения конфликтов в семье

Известный российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер сформулировала алгоритм поведения беседы при разрешении конфликтов с детьми, где основную роль играет родитель, его действия:

  1. Прояснение конфликтной ситуации. 
  2. Сбор предложений. 
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. 
  4. Детализация решения.  5. Выполнение решения; проверка.

Первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Родитель делает это в стиле активного слушания, то есть обязательно       озвучивает   желание,       потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». 

Важно начать с выслушивания ребенка и продемонстрировать желание его понять. Часто это внимание снижает накал страстей, потому что ребенок или подросток чувствует, что его воспринимают всерьез. 

Точное «Я-сообщение» в конфликтной ситуации важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка

Второй шаг: сбор предложений.  

Этот этап начинается с вопроса: «Как нам быть?», «Что нам придумать?» или «Как нам поступить?» После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения) и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение, сразу не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. 

Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.  

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно

Четвертый шаг: детализация принятого решения.  

Когда решение уже принято, то нужно уточнить детали и понять, что понадобится для его реализации. Возможно, необходимо научить ребенка чему-то до того, как он станет выполнять принятое решение, подготовить список действий.

Пятый шаг: выполнение решения, проверка.

Дальше происходит этап наблюдения за выполнением принятого решения. И тут надо понимать, что если действие для вашего ребенка новое, то, возможно, он будет его выполнять неверно или совсем не выполнять. В таком случае не стоит сразу же указывать на неудачи. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у ребенка, у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну, как у тебя идут дела? Получается ли?» Лучше, если о своих неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение. 

Этот алгоритм разрешения конфликтов требует времени, но оно будет потрачено с пользой. Во-первых, при таком общении дети и родители           научаются    разрешать     сложные ситуации      без конфликтов.     Во-вторых,   неразрешенный      конфликт      имеет свойство возобновляться и тогда часы, потраченные на ссоры и обиды, намного превысят время, которое можно было потратить на его разрешение. В-третьих, применения этого алгоритма снижает количество самих конфликтных ситуаций.

Если в семье ничего подобного не применяли, то начинать надо с общего разговора о том, как вообще можно разрешать конфликты. Родители могут рассказать об этом методе, попробовать использовать его на примере недавней ссоры. Самое главное - необходимо проявлять желание услышать и понять ребенка и осознавать, что происходить с вами, когда ребенок не хочет выполнять ваши просьбы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.