Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Голосование
С какой целью люди принимают наркотики?
Всего 72 человека
Голосование
Заете ли Вы, кокой вред здоровью наносит употребление наркотиков?
Всего 81 человек
Голосование
Каковы причины употребления наркотиков?
Всего 73 человека
Голосование
Знеете ли Вы, что такое наркомания?
Всего 73 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 81 человек

Педагагічныя патрабаванні да адкрытага ўрока

Дата: 1 марта 2016 в 19:43
Автор: Гарист Н. А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ

Открытые занятия и воспитательные мероприятия - одна из важных форм организации методиче­ской работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не пред­ставляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.

Открытое занятие в отличие от обыч­ных - специально подготовленная форма организа­ции методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На от­крытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение мето­дического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие - средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Открытое занятие имеет методическую цель, в ко­торой отражается то, что педагог хочет показать по­сещающим занятие. Формулировки методической цели разнообразны.

К подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований.

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Занятие педагога, работа­ющего по-старому, не может быть источником ин­новационного опыта.

Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в ко­торых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессио­нальному росту других педагогов.

Открытое занятие обязательно должно иметь новиз­ну. Новизна может относиться к содержанию учеб­ного материала или методикам его изучения. Учебное занятие как форма организации учебного процесса само мо­жет содержать новое, например, особую структуру. 

Открытое занятие отражает решение методиче­ской проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть свя­зана с общей методической проблемой учреждения. Это показатель реализации системного подхода  к организации методической работы.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. По­эму педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков детей. Дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком; ребенок, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в группе  из 15 человек сидят 8-10 педагогов.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы  показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время отведенное на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой.  Рекомендуется сообщить детям о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит детей к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы УДОД и методи­ческих объединений.

Соблюдение требований к подготовке и плани­рованию открытых занятий входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.

Порядок подготовки и проведения открытого учебного занятия

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимостьдостижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий откры­тое занятие, должен обеспечить достижение методи­ческой цели через выполнение целей занятия - осво­ения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осу­ществляет в двух аспектах: с точки зрения достиже­ния методической цели и усвоения учащимися учеб­ного материала. Анализ занятия посещающими также отличается от оценки при проверках работы педагога или при изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться.

Выбор методических приемов, методов обу­чения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности исполь­зования средств обучения, педагог на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), педагог должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обыч­ных занятий открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. По воз­можности планы занятий усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора, курирующим методическую работу, ти­ражируются для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом занятии. В отличие от по­сещения занятий с целью контроля или поиска эле­ментов новизны в опыте педагога на открытых занятиях наблюдают новую методику, предлагаемую педагогом. Соответственно, другие стороны учебно­го процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются не замеченными посетителями). Наблюдающий занятие определяет сочетаемость нового с широко исполь­зуемыми на практике средствами обучения, их функ­циональное изменение в сочетании с вновь вводи­мым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособ­ность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков уча­щихся. При наблюдениях на открытом занятии посе­щающий его педагог также отвечает на вопросы:

  • сможет ли он применить предлагаемое в своем опы­те;
  • каковы границы его применения;
  • возможны ли не­гативные последствия его использования;
  • какие до­полнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.

Посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения соб­ственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою дея­тельность.

Анализ открытого занятия. Анализ открытого занятия с участием посетивших занятие не является обяза­тельным. В анализе открытых занятий, проведенных в рамках научно-практических конференций, необя­зательно участие и самого педагога (то есть он мо­жет отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых педагогов анализу занятия), внача­ле слово дается педагогу - автору учебного занятия. Он напо­минает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-вос­питательного процесса. Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное - обмен мне­ниями, дискуссии, споры и т.п.

Перед открытым занятием педагог делает небольшое вступление, подготавливая коллег к восприятию урока, даёт некоторое представление  о предварительном педагогическом планировании, о месте этого урока в ряду других, в контексте деятельности педагога, об особенностях группы.

После урока: педагог анализирует как реализовано задуманное, какова продуктивность его взаимодействия с детьми, как конкретные педагогические действия повлияли на ход урока и его качество в целом

Вопросы, которые могут задать после посещения урока:

  • Оцените + и – проведённого вами урока
  • По каким критериям вы  оцениваете деятельность детей в контексте реализации темы урока
  • По каким принципам осуществляете подбор материала для урока
  • От чего Вы непременно отказались бы в только что проведённом уроке
  • Проанализируйте драматургию вашего общения с детьми с точки зрения таких характеристик как диалогичность и эмоциональность
  • Проанализируйте результативность реализации темы с точки зрения логической последовательности ваших заданий и вопросов детям
  • Аргументируйте целесообразность использования приёмов  в практике
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.