Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
С какой целью люди принимают наркотики?
Всего 80 человек
Голосование
Заете ли Вы, кокой вред здоровью наносит употребление наркотиков?
Всего 89 человек
Голосование
Каковы причины употребления наркотиков?
Всего 80 человек
Голосование
Знеете ли Вы, что такое наркомания?
Всего 81 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 88 человек

Программа ОПТ

Дата: 5 декабря 2018 в 15:20

Государственное учреждение образования

«Юровичский детский сад – средняя школа»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора                                                                                                        Директор ГУО «Юровичский

по воспитательной работе                                                                                                    детский сад – средняя школа»

_________М.Л. Черевко                                                                                                         ___________С.Ф. Блоцкий 

Программа внеурочной деятельности

Направление: общественно-полезный труд

Юровичи

Пояснительная записка

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Основные задачи:

  • формирование осознанной потребности в труде,
  • привитие навыков заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,
  • формирование трудовой активности и дисциплины,
  • формирование творческого отношения к труду.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания, ручной работе с различными материалами, умению ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помеще­ний, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказы­вают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюде­ние правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окру­жающей среды, ставят задачу выполнения задания в опреде­ленный срок.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства проводятся беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, питомнике, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор.

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности.

Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего родного края.

Материалы реформы ориентируют учителей на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

Виды общественно полезного труда:

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке – выращивание цветочно-декоративных растений, подготовка семян к посеву; сбор вызревших семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора,  посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом. Помощь в заготовке корма для птиц и животных.
  4. Разные трудовые операции –сбор макулатуры,  семян, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками.
  5. Ожидаемые результаты:

-формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

- развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда;

- выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

Тематическое планирование

на первое полугодие 2018/2019 учебного года

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие.  Ознакомление с правилами ТБ, с особенностями выполнения работ по ОПТ.

1

04.09.2018

2.

Трудовая акция «Чистый двор»

1

07.09.2018

3.

Сбор вызревших семян

2

11.09.2018

14.09.2018

4.

Дежурство в школьной столовой

2

18.08.2018

21.09.2018

5.

Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

2

25.09.2018

28.09.2018

6.

Волонтерская деятельность помощь ветеранам, одиноким людям. Акция «Твори добро»

1

02.10.2018

7.

Трудовая акция «Чистый двор»

1

05.10.2018

8.

Сбор макулатуры. Акция «Сбережем деревья»

2

09.10.2018

12.10.2018

9.

Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.

2

16.10.2018

19.10.2018

10.

Уход за пришкольным участком

2

23.10.2018

26.10.2018

11.

Изготовление кормушек из подручных материалов. Заготовка корма для птиц.

3

09.11.2018

13.11.2018

16.11.2018

12.

Волонтерская деятельность помощь ветеранам, одиноким людям

2

20.11.2018

23.11.2018

13.

Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

2

27.11.2018

30.11.2018

14.

Сбор макулатуры. Акция «Сбережем деревья»

2

04.12.2018

07.12.2018

15.

Трудовая акция «Чистый двор»

1

11.12.2018

16.

Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.

1

14.12.2018

17.

Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

2

18.12.2018

21.12.2018

Итого за 1 полугодие

29

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей ( постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности учащихся 11 класса являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована бригадами, группами по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

  1. Постановление Министерства здравоохранения РБ 13.10.2010 г. №  134 «Об установлении предельных норм  подъема  и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Приложение 1).
  2. Постановление Министерства труда РБ № 67 27.06.2014 г.  Об установлении списка работ, на которых  запрещается  применение труда лиц моложе  восемнадцати лет». (Приложение 2)
  3. Санитарные номы и правила от  17.05.2017 г. № 35. Требования  для учреждений общего среднего образования. Глава 7. (Приложение 3)
  4. Постановление  Министерства здравоохранения  РБ № 63  29.07.2014 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления   Министерства здравоохранения РБ. Постановление Минздрава РБ № 63 (Приложение 4)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.