Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Голосование
С какой целью люди принимают наркотики?
Всего 72 человека
Голосование
Заете ли Вы, кокой вред здоровью наносит употребление наркотиков?
Всего 81 человек
Голосование
Каковы причины употребления наркотиков?
Всего 73 человека
Голосование
Знеете ли Вы, что такое наркомания?
Всего 73 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 81 человек

Методические рекомендации по проведению индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в 2015/2016 учебном году

Дата: 1 марта 2016 в 19:40
Автор: Гарист Н. А.

Методические рекомендации по проведению индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних,

в 2015/2016 учебном году

Законодательство Республики Беларусь, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и состоит из Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г., Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» и других актов законодательства Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) закрепил основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, определил органы, учреждения и организации, осуществляющие профилактическую деятельность с несовершеннолетними обучающимися, и основные направления их деятельности.

Индивидуальная профилактическая работа в Законерассматривается как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений и осуществляется на основании:

заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

приговора, решения, постановления или определения суда;

постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

заключения, утвержденного руководителем учреждения образования по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки несовершеннолетних на учет или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, или до достижения ими возраста восемнадцати лет, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

На каждого обучающегося, состоящего на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН), рекомендуется вести учетно-профилактическое дело, которое должно содержать следующие материалы:

индивидуальный план работы с обучающимся, состоящим на профилактическом учете в ИДН (далее – План);

педагогическая и психологическая характеристики обучающегося;

рекомендации для родителей, учителей предметников, классного руководителя по работе с обучающимся;

акты обследования условий жизни и воспитания обучающегося (в соответствии с Планом);

информация о занятости обучающегося во внеурочное время;

выписки из протоколов заседаний советов учреждения образования по профилактике безнадзорности несовершеннолетних (далее – Совет по профилактике), педагогических советов;

аналитические справки о результатах проделанной работы, иные материалы.

Указанный план является системообразующим компонентом процесса индивидуальной работы с обучающимся, так как строится с учетом диагностики его личности, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов, разрабатывается в учреждении образования для каждого обучающегося, состоящего на учете в ИДН индивидуально.

Работа по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, инспекции по делам несовершеннолетних и других ведомств.

Перед началом индивидуальной профилактической работы специалисты СППС вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы с которыми надо работать.

План утверждается на заседании Совета по профилактикене позднее 7 рабочих дней со дня получения информации от заинтересованных органов, учреждений о фактах безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

По истечении срока реализации плана специалисты СППС проводят повторное психодиагностическое исследование личности обучающегося. По результатам диагностических данных, а также наблюдений, результата бесед с родителями и педагогами оценивается и анализируется результат проведенной работы с обучающимся.

Информация о проделанной работе с несовершеннолетним и его семьей должна отражать сведения о проведенных мероприятиях, их результативность и предложения по дальнейшей работе с ребенком и его семьей.

Индивидуальные меры профилактики преступлений должны быть направлены на устранение неблагоприятных воздействий на личность несовершеннолетнего, которые могут привести к формированию ее антиобщественной направленности и общественно опасному поведению. Если личность уже сформирована в антиобщественном духе, то индивидуальные меры профилактики должны изменить антиобщественную направленность характера личности.

Целью работы педагогических работников учреждения образования по профилактике правонарушений среди обучающихся, состоящих на учете в ИДН, является активная позитивная социализация, несовершеннолетних, осуществляемая путем:

обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

содействия интеллектуальному, духовному и нравственному развитию личности обучающихся в соответствии с интересами общества;

пропаганды здорового образа жизни;

повышения правовой культуры педагогических работников и родителей обучающихся в учреждении образования;

раннего выявления обучающихся, внешние показатели поведения или условий жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения.

В процессе индивидуальной профилактической деятельности специалисты СППСи педагогический коллектив должны выполнять следующие функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка;

активизирующую потребность подростка в самосовершенствовании и самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы: внушение, убеждение, пример, методика «равный обучает равного» и др.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН, организуется с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, необходимо принимать меры по обеспечению соблюдения их прав и законных интересов.

Система взаимодействия с обучающимися, состоящими на учете в ИДН предусматривает следующие направления деятельности:

включение в социально-значимую деятельностьнесовершеннолетнего;

изменение положения несовершеннолетнего в учебном коллективе, отношения к обучающемуся педагогических работников, внедрение технологии позитивного восприятия обучающегося;

помощь в формировании жизненных планов,ценностных ориентаций;

стимулирование учебной деятельности;

воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства.

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН

Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, состоящими на учете в ИДНдолжна проводиться педагогическими работникамив рамках их должностных обязанностей, в пределах установленной компетенции и в соответствии с уставами учреждений образования.

В систему работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН, должны быть включены следующие специалисты: классные руководители (кураторы учебных групп), педагоги социальные, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, заместители деканов (директоров) по идеологической и воспитательной работе, профессорско-преподавательский состав, воспитатели общежитий, инспекторы ИДН РОВД, комиссии по содействию семье и школе заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, другие заинтересованные представители общественности. Особая роль в этой работе должна быть отведена органам студенческого (ученического) самоуправления учреждения образования.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной (воспитательной) работе

определяет цели, задачи, приоритетные направления воспитательно-профилактической работы в учреждении образования;

организует мероприятия с целью максимально раннего выявления  признаков асоциального поведения несовершеннолетних и в пределах своей компетенции принимает мерыпоустранению причин и условийсовершения обучающимися правонарушений и преступлений (рейды по проверке условий проживания несовершеннолетних, учет посещения несовершеннолетними учреждения образования и др.);

осуществляет планирование и координирует работу Совета по профилактике;

осуществляет контроль за выполнением мероприятий плана взаимодействия учреждения образования и ИДН;

информирует ИДН по месту постоянного проживания несовершеннолетнего об убытии обучающегося, состоящего на учете в ИДН, на выходные и праздничные дни, каникулы по месту жительства родителей (законных представителей);

координирует работу по разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

оказывает организационно-методическую помощь субъектам воспитательного процесса в планировании и проведении индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН;

обеспечивает разработку системы взаимодействия педагогических работников с семьями обучающихся, состоящими на учете в ИДН;

привлекает к профилактической работе с несовершеннолетними лиц, способных оказать на них положительное влияние;

решает, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга обучающихся, состоящих на учете в ИДН;

анализирует и корректирует результаты проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ИДН.

Педагог социальный

в сотрудничестве с педагогом-психологом исследует причины девиантного поведения несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН, принимает мерыпоихустранениюи на основе полученных результатов координирует усилия педагогического коллектива по их коррекции;

ведет учет несовершеннолетних обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

проводит социально-педагогическую диагностику с целью выявления уровня социальной адаптированности обучающихся;

осуществляет социальную и правовую поддержку обучающихся, состоящих на учете в ИДН;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

разъясняет несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий;

оказывает помощь и стимулирует учащегося в формировании позитивных жизненных планов;

организует социально-педагогическое, правовое просвещение и консультирование учащихся, родителей;

участвует в заседаниях Совета по профилактике;

проводит индивидуальную работу с родителями (законными представителями)несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в ИДН.

Педагог-психолог

обеспечивает раннее выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины;

проводитпсиходиагностические исследования (изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетних; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения (субдепрессии);оценкусклонности к агрессивному поведению;изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей) и др.);

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

составляет психологическую характеристику на учащегося,  состоящего на учете в ИДН;

разрабатывает рекомендации для педагогов, учащихся и их родителей;

разрабатывает и реализует индивидуальные коррекционно-развивающие программы;

отслеживает динамику развития личности учащегося, состоящего на учете в ИДН;

проводит психологическое консультирование и просвещение учащихся и их родителей, педагогов;

проводит индивидуальную работу с родителями (законными представителями)несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в ИДН;

участвует в заседаниях Совета по профилактике, психолого-педагогических консилиумах.

Классный руководитель, куратор учебной группы, мастер производственного обучения

взаимодействует со всеми субъектами воспитательного процесса: заместителем директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, педагогом социальным, педагогом-психологом, руководителями объединений по интересам, преподавателями учебных дисциплин, медицинскими работниками;

участвует в изучении условий жизни и воспитания обучающегося;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

составляет педагогическую характеристику на учащегося, состоящего на учете в ИДН;

осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося, состоящего на учете в ИДН;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

участвуют в заседаниях Совета по профилактике;

проводят индивидуальную работу с обучающимся, состоящим на учете ИДН, а также родителями (законными представителями);

вовлекают родителей (законных представителей) в жизнедеятельностькласса, учебной группы.

Воспитатель

содействует адаптации учащихся к новым условиям жизнедеятельности;

участвует в разработке и реализации индивидуального плана работы с учащимся, состоящем на профилактическом учете в ИДН;

содействует включению учащихся в социально-значимую деятельность, нормализации межличностных отношений;

организует во внеучебное время досуг учащихся, состоящих на профилактическом учете в ИДН;

сотрудничает с родителями (законными представителями) учащихся, проживающих в общежитии;

взаимодействует со всеми субъектами воспитательного процесса в рамках единого воспитательного процесса.

При проведении индивидуальной профилактической работы с обучающимися следует учитывать, что любой вид учета не может быть средством наказания несовершеннолетнего, а является способом активизации усилий всех субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности в учреждении образования с целью предупреждения и преодоления асоциального поведения учащегося.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.